8 мая, когда по юлианскому календарю празднуется день памяти святого евангелиста Марка, коптская и русская православная община Венеции совершает богослужение в древней базилике святого Марка, где с 833 года почивают его мощи.
С разрешения католической курии Венеции православные богослужения совершаются в крипте базилики Сан-Марко уже тринадцать лет.
Св. евангелист Марк по материнской линии происходил из колена Ааронова. Первое имя его — Иоанн — еврейское, в то время как второе имя — Марк — было распространенным среди римлян. Согласно коптской традиции, он родился в Киренаике, в Ливии. Его отец происходил из богатой семьи и приходился двоюродным братом жене апостола Петра. Его мать позаботилась о хорошем образовании для сына: Марк говорил по‐гречески, по‐латыни, по‐еврейски и хорошо знал Священное Писание.
История перенесения мощей
Перенесение мощей св. Марка из Александрии совершилось в правление византийского императора Михаила II Травла, при доже Джустиниано Партечипацио. В то время арабское завоевание уже распространилось на области Египта и Сирии, и император запретил своим подданным, к каковым относились и венецианцы, высаживаться на берегах областей, захваченных мусульманами.
Однако два купца, Буоно Трибуно с Маламокко и Рустик с Торчелло, около 828 г. (или 822) пристали к египетской гавани Сория с десятью кораблями, нагруженными товаром. Морская ли буря прибила корабли к египетским берегам или главным мотивом явилось желание венецианских купцов выгодно сбыть свой товар — причину ослушания эдикта императора с точностью установить трудно.
Так или иначе, островитяне высадились на египетском берегу и отправились в Александрию на поклонение мощам св. апостола и евангелиста Марка. Святой весьма почитался в лагуне, поскольку местная традиция издревле считала его основателем церковной общины Аквилеи, в область которой входила и Венеция.
Когда венецианцы вошли в церковь, то встретили там хранителей святыни, монаха Ставратия и священника Феодора, пребывавших в немалом смятении, поскольку халиф Египта, вознамерившись строить себе дворец, приказал разбирать христианские храмы и употреблять камень на его строительство. Предприимчивые купцы сразу же предложили хранителям вывезти мощи св. Марка в Венецию, где, по их словам, они будут окружены почитанием. Буоно и Рустико пригласили обоих стражей плыть с ними, пообещав им богатство и почести. Те отвечали, что апостол Марк является просветителем этой земли и жители Александрии называют себя его чадами, а потому они не могут отдать кому‐либо мощи св. Марка, ибо за такое деяние наверняка заплатят жизнью. Негоцианты возразили, что мощам апостола надлежит скорее находиться там, где он раньше всякого другого места посеял евангельскую проповедь и где учреждена первая патриаршая кафедра Запада, т. е. в области Аквилеи. Перед лицом же надвигающихся гонений, продолжали они, сам Христос заповедал спасаться. И, по их мнению, это применимо также к святыне, которую надлежало спасти, перенеся ее в безопасное место.
В продолжение разговора собеседники стали свидетелями жестокой расправы мусульман над одним христианином. После такого зрелища хранители решились отдать святыню. Взяв мощи св. апостола, они положили на их место мощи св. Клавдии, сохранив при этом печати, скреплявшие шелковое покрывало мощей св. Марка.
Затем купцы вновь прибегли к хитрости: святыню на корабле положили в большую корзину и сверху покрыли свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надежности корзину спрятали в складках паруса одного из судов.
Мощи святого торжественно прибыли в лагуну, где были встречены епископом Урсом. Положили святыню в домашней церкви дожей, которая получила свое имя в честь св. евангелиста, ставшего с тех пор покровителем Венеции.